IT-платформа, запуск которой ожидается в ближайшее время, позволит отследить, проанализировать и расписать в виде графиков буквально все, что происходит на поле и вокруг него. Расстояние, удары, нагрузки, тренировки и даже время, проведенное в самолетах и клубных автобусах. Цель — максимально эффективно спланировать работу клубов и увеличить эффективность. История, каких в спортивном мире становится все больше. Когда счет на тысячные, а зрители со смартфонами в руках все настойчивее требуют зрелищ, одними секундомером и линейкой не обойтись. Благо в Беларуси над этим вопросом работают уже давно. В нынешнем году научно-техническому республиканскому унитарному предприятию «Компак» исполнилось 30 лет. Именно эта организация сегодня задает тон тому, как измеряют, подсчитывают и показывают на соревнованиях в нашей стране секунды, метры, удары и голы. Директор Роман Марковский убежден, что процесс лишь набирает обороты и совсем скоро наш спорт может значительно измениться.
— Когда наша структура создавалась (еще при Госкомспорта БССР), ее задачей было внедрение компьютерной техники и программ во время проведения соревнований. Вместо рукописных итоговых протоколов тогда постепенно начали появляться печатные. Интернета тогда, конечно, не существовало, но было понимание, что использовать таблицы вместо пыльных папок со статистикой гораздо проще и удобнее. С этого и началась цифровизация белорусского спорта. С тех пор задачи и сфера применения технологий в спорте значительно расширились. Сфера эта очень ответственная и узкоспециализированная, хотя и динамичная. Технологии в спорте каждый год углубляются. Одновременно растут скорости атлетов, увеличиваются результаты в прыжках, метаниях. Это заставляет международные федерации, организационные комитеты турниров искать решения, позволяющие более объективно оценивать атлетов.
— Решения — это лишний датчик на финише или что-то более серьезное?
— Зависит от вида спорта. Хронометраж — это лишь одна из составных частей применяемых технологий. Взять, например, соревнования по карате. Если два года назад для того, чтобы судить турнир, для системы видеоповторов хватало одной камеры, то сейчас их минимум четыре. Если два года назад было достаточно скорости съемки 60 кадров в секунду, то сейчас это уже 240. Причина — постоянный рост конкуренции между спортсменами и уровня результатов. Все эти системы, решения и технологии нужны потому, что растут атлеты. Есть, конечно, феномены, такие как Усэйн Болт, Майкл Фелпс или наш Александр Медведь, чье превосходство видно невооруженным глазом. Но, например, в легкой атлетике или плавании разница в скорости и результатах на финише уже различается не в десятых, а в сотых долях секунды. Иногда и в тысячных. Эти результаты надо объективно оценивать и четко понимать, кто был первым. Потому что к этому турниру, к этому финишу с разницей в тысячные доли секунды человек мог идти на протяжении всей жизни.
Спорт — это не спектакль, где завтра можно попробовать сыграть роль иначе. Здесь второй попытки не будет и нет возможности ошибиться. Если твои системы не сработали — это катастрофа.
— Такие ситуации случались?
— В моей практике были лишь на начальном этапе. В единоборствах не срабатывала система видеоповтора, возникали спорные моменты. В мировой практике подобные истории также происходят, но каждый раз это ЧП. Системы дублируются, страхуются и совершенствуются.
— А как быть с видами спорта, которые изначально считаются субъективными?
— Проще всего оцифровать плавание, бег и подобные виды. Чуть сложнее — единоборства. А вот в гимнастике, например, есть артистизм, исполнение… Но мы, к слову, и тут предлагаем технологичные решения, программное обеспечение для судейства. Причем собственной разработки, которые применяются и за границей. Да, в таких видах спорта субъективизм все равно выше, но это уже вопрос не к технологиям.
— Появляются идеи по размещению датчиков в перчатках, кроссовках, щитках. Это все находит реальное применение?
— Такие датчики уже активно применяются в таеквондо. Более того, применение таких технологий прописано в регламенте соревнований. Датчики фиксируют касание с определенной силой. Рассматривается возможность использования подобной технологии в спортивной ходьбе.
Я убежден, что в ближайшие 5—10 лет значимость и область применения технологий в спорте будет только возрастать. Просто потому, что это наиболее быстро развивающаяся сфера. То, что сегодня кому-то кажется невозможным, через год станет чем-то обязательным.
Это как с мобильными телефонами: лет десять назад мой компьютер был слабее, чем нынешние смартфоны. А конкуренция между компаниями, предлагающими спортивные технологии, не ниже, чем между спортсменами.
— Насколько Беларуси реально участвовать в этой гонке?
— В нашей стране очень развита IT-культура. Еще со времен СССР здесь были серьезные предприятия, специалисты и технологии. И этот потенциал остался. Наши IT-компании играют большую роль на международном рынке. Да, в спорте есть мировые флагманы: Atos, Swiss Timing… Они начали эту работу очень давно и заняли свои ниши. Например, в горных лыжах или боксе на международных соревнованиях может использоваться только Swiss Timing. Если где-то проводятся соревнования, специалисты этих компаний выезжают туда, все организуют и уезжают обратно.
— Их услуги дорого стоят?
— Да, это очень высокооплачиваемые услуги, но заменить их никем нельзя. Это — пункт регламента, и его исполняют, даже если кто-то из конкурентов может сделать лучше. На внутренних стартах можно обойтись своими силами. Допустим, Белорусская федерация бокса купила систему компании Swiss Timing. Она ежегодно проходит процедуру утверждения, а работают на ней белорусские специалисты. Но использовать ее на международных стартах нельзя. На II Европейские игры в Минск, например, приезжали специалисты Swiss Timing. К слову, на Играх я был начальником отдела спортивного хронометража и регистрации спортивных результатов. Фактически у нас был итальянский генподрядчик, который для каждого из видов спорта организовывал работу необходимой команды. В Минск привозилось соответствующее оборудование, устанавливалось, потом демонтировалось.
— Проведение II Европейских игр было полезно с точки зрения развития технологий в белорусском спорте?
— Не только II Европейских игр. Я сейчас не говорю о таких вещах, как маркетинг или престиж государства, это подразумевается само собой. Мы говорим о технологиях, и любые международные соревнования высокого уровня, особенно такие масштабные, как Европейские игры, очень важны для развития этой сферы, для роста внутренних специалистов. И сейчас тот опыт, который я получил во время II Европейских игр, очень помогает развивать это направление у нас в стране.
— На внутренних турнирах в Беларуси применяются собственные разработки?
— В зависимости от вида спорта. К сожалению, рост культуры технологий в спорте и понимание их роли и значимости лишь набирают обороты. Ситуация порой парадоксальная. У организаторов есть понимание, что нужны личный аккаунт в Facebook, дома — современный телевизор, а в руках — новый мобильный телефон, но при этом нет понимания, что на турнире должны быть доступ в интернет, статистика, электронные заявки, видеографика, онлайн-трансляция и прочие вещи, которые давно считаются обычными. В современном спорте, если какого-то турнира не осталось в интернете, его, считай, не было. В эпоху пандемии огромную роль начали играть онлайн-трансляции. Если еще недавно это было что-то вроде приятного бонуса, то сейчас онлайн-трансляции, фотографии и практически мгновенные результаты — это такой организационный маст-хэв. При этом в Беларуси у большого количества федераций по видам спорта до сих пор или нет сайта, или он практически не живет. Хотя в последний год ситуация стала несколько меняться.
— Выходит, пандемия даже в чем-то помогла?
— Понимание, что нужно работать иначе, накапливалось давно, а пандемия выступила своего рода выключателем, который запустил процесс. Даже в условиях карантина (без возможности прийти на трибуны) всем интересно, как выступил кто-то из спортсменов или сыграла команда. Не звонить же в секретариат турнира или главному тренеру.
— Какие из белорусских федераций можно отнести к наиболее продвинутым по использованию технологий?
— К передовым относятся легкая атлетика, карате, бокс, хоккей, футбол и гандбол. Они развивают как общие технологии, так и методы обработки результатов. При этом наша компания часто сталкивается с тем, что федерации, придя к пониманию, что необходимо что-то менять и улучшать, не представляют, как и что нужно делать. Многие считают, что достаточно нагрузить системного администратора сайта дополнительной обязанностью по его обновлению. Но так это не работает. Это отдельный и очень весомый пласт работы, под который нужны квалифицированные специалисты.
— Техническая поддержка крупных соревнований требует наличия серьезного оборудования. Причем для каждого вида спорта — своего. Это целый склад дорогостоящей аппаратуры!
— Частично у нас свое оборудование, частично — арендованное. Важно понимать, что в мире спорта все меняется стремительно и так же стремительно устаревают оборудование и технологии. Сайт, который был сделан пять лет назад, сегодня может оказаться нефункциональным.
В игровых видах спорта, атлетике, плавании уже вовсю говорят о виртуальной и дополненной реальности: еще лет пять назад такое было сложно представить. Завтра, например, кто-то внедряет более совершенную технологию кабельного соединения, и все твое оборудование разом становится ненужным. А это огромные деньги. Так работает весь мир.
— Развитие технологий — внушительная статья расходов в любой федерации, при этом спорт в Беларуси — на государственном обеспечении. Есть ли, например, в Министерстве спорта и туризма понимание, что без их участия сдвинуть этот воз будет проблематично?
— Да, у руководства Министерства спорта и туризма такое понимание есть. И министр спорта и туризма, и его заместители не единожды обращали внимание организаторов соревнований и руководителей подчиненных организаций на важность применения современных информационных технологий. Невозможно на чемпионате Беларуси писать протоколы от руки, а потом в один момент организовать турнир мирового уровня.
Показательный момент здесь — чемпионат Беларуси по карате, который проходил в «Стайках» в нынешнем году. По просьбе национальной федерации мы организовали онлайн-трансляцию, передачу видео на объекте, системы отсчета времени и ведения счета в поединках. Было огромное количество просмотров онлайн-трансляции и много позитивных отзывов.
Пандемия также сказалась, но важная причина и в том, что в современном мире люди уже не очень хотят ходить на стадионы. Да, есть мегасобытия вроде Супербоула в американском футболе, Лиги чемпионов или Олимпиады. Но чаще всего у человека нет трех часов, которые можно потратить на то, чтобы сходить на футбольный матч. Он хочет, чтобы у него в смартфоне шла видеотрансляция, рядом показывалась вся статистика, а при желании можно было и вовсе обойтись нарезкой самых ярких моментов. Мир меняется, становится быстрее, и это важно понимать.
Дмитрий Комашко, "Беларусь сегодня"