Импорт будут замещать

Friday, 14 October 2022

В рамках продолжающего свою работу II Международного научного конгресса «Ценности, традиции и новации современного спорта» прошла сессия с весьма актуальной повесткой по проблемам импортозамещения.  

Организаторы удостоили данную сессию титула «стратегической», так как вопросам поиска альтернативных вариантов снабжения отечественных спортсменов экипировкой и инвентарем ныне приходится уделять первоочередное значение. 

Модератором здесь выступил первый заместитель Министра спорта и туризма Александр Дорохович. Участниками дискуссии стали как представители министерств и ведомств, так и менеджмент промышленных предприятий плюс руководители спортивных федераций.

15_copy.JPG

Впрочем, прежде тоже не единожды звучали разговоры о том, что в стране, провозгласившей спорт одним из важнейших приоритетов государственной политики, и чьи представители постоянно демонстрируют высокие результаты, собственная спортивная промышленность развивалась, увы, не столь стремительными темпами. Ставка делалась на импорт даже там, где и вовсе не было особой необходимости. К примеру, в парадной форме, при которой не случается никаких физических нагрузок, белорусские атлеты от мала до велика, как и их тренеры, щеголяли в обуви от «адидас» и «асикс», а не от «марко» или «белвеста».

12.JPG

Но в условиях международных санкций и спортивная отрасль столкнулись с ситуацией, когда традиционные зарубежные поставщики принялись отказываться от сотрудничества. Задачу импортозамещения и налаживания собственного производства спортивных товаров придется решать сейчас. Причем, форсированными темпами.

Отдельные успехи на этом пути имеются, на сессии приводились примеры реальных достижений в области выпуска спортинвентаря и экипировки. Есть уже своя форма, клюшки, лыжные мази, патроны, лодки, тренажеры, батуты, паруса и даже снегогенераторы, снежные уплотнители и льдозаливочные машины. Но все это пока только часть всего необходимого.

17_copy_copy.JPG

Уйти от импортозависимости в некоторых случаях означает то, что надо суметь с ноля развернуть реальное производство. Это -- дело непростое, и дело не одного дня. К тому же потребуется существенное вложение инвестиций. А теми инвестициями надо суметь распорядиться должным образом. По словам первого заместителя министра, на отечественную лыжную фабрику оборудование уже поставлено такое, что подобного нет даже у знаменитого «Фишера». Но лыжи там по-прежнему выпускаются «деревянные».

Перед производителями товаров для спортивной отрасли цель будет ставиться выпускать продукцию не хуже, чем импортная. А то и лучше. И то не сугубо патриотические амбиции. А экономическая необходимость. Иначе ее не продать на внешних рынках. Продавать же придется. Так как на одном отечественном рынке, который не столь широк и глубок, инвестиции окупить будет непросто.

Разговор на сессии получился и интересный, и содержательный. Представители промышленности в итоге пообещали, что они примут все предложения от команд и федераций и по ним оперативно предоставят свои расчеты и идеи.

16_copy.JPG

14_copy.JPG

Возможно, вскоре где-то получится запустить уже и новые производственные процессы. В Национальной академии наук 7 институтов давно занимаются именно «спортивной» тематикой, ее представитель выдал присутствующим целый ряд готовых наработок. Но основной упор ложится на легкую промышленность – форма и экипировка ей и сейчас вполне по силам. На тяжелую промышленность ставка меньше, хотя тот же БелАЗ, помимо самых больших в мире самосвалов, производит тренажерные комплексы и успешно их реализует. Более того, жодинцы их уже и на экспорт поставляют. Чем не обнадеживающий пример? И еще один «бонус» предоставляет всем Минпром. Это опыт. Первый заместитель министра промышленности Александр Огородников сказал: «Если бы не система импортозамещения, мы бы не прошли три года так, как прошли. Поставщики Западной Европы ушли. В итоге многие предприятия нашей промышленности уже по несколько лет работают в условиях санкций. И продолжают работать – ни один завод не остановился».

Так что серьезная спортивная промышленность имеет шанс появиться в Беларуси. С линейкой продукции как для массовой физкультуры, так и для спорта больших достижений. Это требование времени.

Надо только поспешать.  А то звучал на сессии рассказ о том, как одно знаменитое на всю страну предприятие колесико для отечественного лыжероллера разрабатывает уже…почти 4 года.

13.JPG

Конечно, в этом новом деле пока не сделаны конкретные расчеты. Спортсмены и тренеры не получили и не испытали готовые образцы. И насколько рентабельной окажется новая спортивная продукция? Экономисты и маркетологи в разговор пока не вступали. Однако сам разговор уже начался.

Газета "Спортивная панорама"

Виктор Викентьев

To share: